Очень часто оценка имущества должника определяет исход исполнительного производства в целом. От того, насколько стоимость арестованного судебными приставами соответствует сложившимся ценам, зависят сроки реализации имущества, а зачастую и возможность его продажи. Следовательно, объективная оценка имущества может значительно ускорить процесс удовлетворения требований взыскателя. В случае завышения цены арестованного имущества снижается вероятность его продажи, а реализация по заниженной цене влечет нарушение прав и законных интересов должника и взыскателя. Только справедливое определение рыночной стоимости имущества должника способно минимизировать предпосылки для возникновения конфликта интересов сторон исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары. При этом он использует информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене "Индексы цен и тарифов", в различных ценовых журналах и частных газетных объявлениях. Если должник или взыскатель не согласен с оценкой судебного пристава, то они вправе ее обжаловать в 10-дневный срок со дня извещения о произведенной оценке. Законом предусмотрены и случаи, когда цену имущества определяет не судебный пристав-исполнитель, а привлеченный специалист. Такого рода услуги требуются для оценки: - недвижимого имущества; - ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); - имущественных прав, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; - коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; - предметов, имеющих историческую или художественную ценность; - вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также законом предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста, если должник или взыскатель не согласны с произведенной оценкой. В качестве специалиста может быть привлечен оценщик из числа отобранных в установленном порядке оценщиков. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в феврале, июне 2008 года состоялись конкурсы по отбору оценочных организаций, оказывающих услуги по оценке арестованного имущества. Так, в марте Управлением ФССП России по Иркутской области в результате проведенного конкурса были заключены государственные контракты на оказание услуг по оценке арестованного имущества с ООО «Версия», ООО «Бюро оценки собственности», ЗАО «Национальное агентство оценки и консалтинга», ООО «ЭКФ «Оценка и управление собственностью». А 17 июня текущего года был заключен дополнительный контракт с ООО «Версия» об оказании услуг по оценке арестованного имущества, расположенного на территории г. Иркутска. По сообщению пресс-службы УФССП России по Иркутской области. |