Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности
Министерство имущественных отношений Российской Федерации | Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации | Министерство юстиции Российской Федерации | РАСПОРЯЖЕНИЕ «22» мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218): утвердить прилагаемые методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности. Министр имущественных отношений Российской Федерации Ф.Р. Газизуллин | Министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И. Клебанов | Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка | УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от «22» мая № 1272-р/Р-8/149 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.Настоящие методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее – Методические рекомендации) разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 2. Методические рекомендации определяют порядок проведения обязательной и инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее – РНТД), оформления и представления их результатов. Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных законодательством при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций. Инициативная инвентаризация осуществляется по решению собственника имущества или юридического лица, имеющего это имущество в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 3. Инвентаризация проводится с целью выявления прав на РНТД, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляет союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов, для их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте. 4. Объектами инвентаризации прав на РНТД в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями являются: исключительные права на РНТД; РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав; потенциально охраноспособные РНТД. При инвентаризации выявляют исключительные права на РНТД, включая права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, подлежащие учету в имущественном комплексе организации. При проведении инвентаризации выявляют следующие РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав: РНТД, являющиеся объектами прав третьих лиц и используемые в хозяйственной деятельности организации по договору или на других законных основаниях; РНТД, являющиеся информацией, зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. При проведении инвентаризации выявляют следующие потенциально охраноспособные РНТД: РНТД, на которые может быть получен охранный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации; РНТД, являющиеся технической, организационной или коммерческой информацией, составляющей секрет производства (ноу-хау). II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 5. Принятие решения о проведении обязательной инвентаризации прав на РНТД, а также определение порядка и сроков ее проведения осуществляет орган, принявший решение о приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации организации (далее – ответственный орган), одновременно с принятием решения о проведении инвентаризации имущества и обязательств. Принятие решения о проведении инициативной инвентаризации прав на РНТД, а также определение порядка и сроков ее проведения осуществляет собственник имущества или юридическое лицо, имеющее это имущество в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 6. Порядок, сроки проведения инвентаризации прав на РНТД и персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации. 7. Для проведения инвентаризации прав на РНТД руководителем организации (либо уполномоченным лицом) создается рабочая инвентаризационная комиссия с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (по заключению Минюста России от 19 июня 1995 г. № 07-01-389-95 данный документ в государственной регистрации не нуждается). В состав рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется включить следующих лиц: представителя федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по координации и регулированию в соответствующей сфере деятельности; представителя федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным заказчиком научно-технической продукции; представителя органа управления организации; работника бухгалтерской службы организации; сотрудника патентно-лицензионного подразделения или подразделения, выполняющего патентно-лицензионные функции. В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций. С каждым членом рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется заключить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. 8. Для проведения инвентаризации прав на РНТД можно привлекать экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации. При проведении обязательной инвентаризации решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем ответственного органа на основании запроса руководителя рабочей инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций. При проведении инициативной инвентаризации решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации на основании запроса руководителя рабочей инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций. При проведении инвентаризации рекомендуется заключить с аудиторскими, консультационными, оценочными и иными организациями соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 9. Проведение инвентаризации включает следующие мероприятия: осуществление научно-технического, правового и экономического анализа РНТД с целью выявления в них потенциально охраноспособных и не являющихся объектом исключительных прав на РНТД; идентификация субъектов прав на выявленные результаты; разработка рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты и использовании их в гражданском обороте. 10. При проведении инвентаризации прав на РНТД рабочая инвентаризационная комиссия анализирует следующие документы (примерный перечень таких документов приведен в приложении № 1): документы, подтверждающие права правообладателя, включая охранные документы, договоры об уступке прав, лицензионные договоры, учредительные документы, документы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; первичные учетные документы, отражающие факт поступления или выбытия соответствующих объектов учета в организации; иные документы. Дополнительные сведения рабочая инвентаризационная комиссия получает по запросу (примерная форма запроса приведена в приложении № 2), направляемому руководителю (либо уполномоченному лицу) организации. 11. Научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД осуществляется рабочей инвентаризационной комиссией путем проверки документов и сведений, указанных в п. 10 настоящих Методических рекомендаций, с целью выявления: исключительных прав на РНТД; РНТД, не являющихся объектами исключительных прав; потенциально охраноспособных РНТД. Целью научно-технического анализа является выявление РНТД. Целью правового анализа является определение правообладателя на каждый выявленный РНТД, включая установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя. Целью экономического анализа является определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав на них. Идентификация субъектов прав на выявленные РНТД осуществляется по результатам проведенного правового анализа документов и сведений, указанных в п. 10 настоящих Методических рекомендаций. 12. По результатам проведенного анализа и идентификации субъектов прав на выявленные РНТД рабочая инвентаризационная комиссия составляет ведомости: ведомость №1 «Исключительные права на результаты научно-технической деятельности» (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении № 3); ведомость №2 «Потенциально охраноспособные результаты научно-технической деятельности» (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении № 4); ведомость №3 «Результаты научно-технической деятельности, не являющиеся объектами исключительных прав» (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении № 5). Ведомости подписываются членами рабочей инвентаризационной комиссии. 13. На основании проведенного научно-технического, правового и экономического анализа, а также результатов проведенной идентификации субъектов прав на РНТД по каждому выявленному РНТД рабочая инвентаризационная комиссия осуществляет подготовку рекомендацийпо осуществлению юридически значимых действий для получения охранного документа или сохранения информации о выявленном РНТД в режиме коммерческой тайны для установления порядка его правомерного использования в гражданском обороте. Рекомендации отражаются в актах инвентаризации прав на РНТД. IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРАВ НА РНТД 14. По результатам проведенной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия составляет акты инвентаризации прав на РНТД: акт № 1 «Права организации на выявленные РНТД» (рекомендуемая форма акта приведена в приложении № 6); акт № 2 «Не принадлежащие организации права на выявленные РНТД» (рекомендуемая форма акта приведена в приложении № 7). Акты инвентаризации прав на РНТД оформляются на основании ведомостей инвентаризации прав на РНТД, подписываются членами рабочей инвентаризационной комиссии и утверждаются руководителем рабочей инвентаризационной комиссии. 15. При проведении обязательной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия направляет акты инвентаризации прав на РНТД в инвентаризационную комиссию, осуществляющую инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, а также в ответственный орган. При проведении инициативной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия направляет акты инвентаризации прав на РНТД руководителю (либо уполномоченному лицу) организации, а также в федеральный орган исполнительной власти, являющийся государственным заказчиком, а в случае отсутствия такого – в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся выявленные РНТД, для принятия решения об их правовой охране и установления порядка их правомерного использования в гражданском обороте. 16. Учет выявленных при инвентаризации прав на РНТД осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете и отчетности, об учете федерального имущества, а также другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок учета РНТД.
на главную страницу к списку методик оценки
|